Купить книгу


Основы духовного образования

12.10.15 | Рубрика:
Распечатать статью
Сохраните ссылку в социальных сетях, чтобы не потерять

Это глава из книги «Предназначение быть мамой»

Статья завершает цикл о школе. Предыдущие статьи:  

  1. «Почему наши дети не ходят в школу»
  2. «Мифы о школе»
  3. «В чем минусы современного школьного образования?
  4. «Домашнее обучение как альтернатива школе»
  5. «Какое образование сделает ребенка счастливым?»

19419499Как же выглядит это самое образование? Какие принципы в него заложены? Конечно, идеально строить такое образование на основе вашей религии, с ее историями, писаниями, терминами, деталями и предписаниями.

  Новая книга Предназначение быть мамой

Но есть некие универсальные вещи, которые мне бы хотелось выделить. В целом оно должно отвечать на самые важные вопросы ребенка:

  • Кто я? Какой я?
  • Кто такой Бог? Какой Он?
  • Какие у нас отношения?
  • В чем смысл моей жизни?
  • Как жить так, чтобы быть счастливым?

Давайте рассмотрим подробнее то, о чем стоит обязательно разговаривать с ребенком.

Основы духовного образования:

  1. Уважение к душе.

Когда ребенок рождается, многие видят в нем «чистый лист». Но это не так.

В нем уже есть какое-то семечко будущего дерева, просто нам это пока незаметно. А еще, так как душа переходит из одного тела в другое, душа нашего ребенка может быть «старше и мудрее», чем мы сами.

54545666Если послушать, что иной раз говорят современные дети, поражаешься их глубине и мудрости. То, что для родителей кажется сложным, для них – легко и понятно. Если же мы относимся к ним как «яйца курицу не учат» — тем самым мы проявляем неуважение к душе, которая может быть намного более зрелой, чем мы сами.

Мы не знаем, откуда именно пришла душа нашего ребенка, с какой целью и с каким потенциалом. Может быть, в этой жизни ваш сын станет монахом и духовным гуру, а вы ему свои истории про цыплят и куриц.  Уважение к его душе и опыту этой души открывает и для вас много возможностей. Например, учиться у своих же детей и черпать из них мудрость и свет. Или получить уважение в ответ.

  1. Уважение к труду.

Сейчас такое время, что работать никто не хочет, все хотят только получать. За просто так мало кто и мало что сделает. Да и в работу вкладываться никто не собирается. Наш идеал – работать меньше, получать больше. Мы читаем книги «как работать четыре часа в неделю», пытаемся построить пассивный доход, чтобы ничего не делать. Да и  часто те люди, которые любят трудиться, становятся предметом насмешек.

Не уважается и чужой труд. Начиная с труда матери, которая за день делает столько всего незаметного глазу. По себе знаю, как бывает неприятно, когда в грязной обуви заходят в комнату, которую ты только что вымыла. Или когда только что поглаженная рубашка уже валяется на полу.

54789698И может быть, проблема в том, что дети у нас мало трудятся? Много учатся «важным вещам», а от домашнего труда мы их ограждаем – и бережем, и не хотим, чтобы они мешали нам своей помощью, да и справляемся как-то.

Это раньше семьи были большие, и одна мама не могла сделать все. Приходилось детям брать на себя обязанности. А сейчас-то один-два ребенка, которые то в школе, то в саду. Мама может и сама. Пусть сама и делает.

Но чем больше ребенок с детства трудится, тем уважительнее он относится к чужому труду. К тому же тем самостоятельнее и ответственнее он становится, да и навыков приобретает много важных и полезных.

Они-то точно ему потом пригодятся. А уж если человек любит труд и готов трудиться – он точно не пропадет.

  1. Мы – часть большого целого.

Отсюда вытекает простая вещь – делая кому-то плохо, я делаю плохо самому себе. Зачем тогда причинять кому-то боль? Вот вам и ненасилие. Доступно и доходчиво. Делая больно другому человеку, ты делаешь хуже и самому себе. То же самое с животными, деревьями, родителями, братьями и сестрами.

В этой целостности раскрывается и закон кармы – как ты поступаешь с людьми, так и люди потом поступают с тобой, что ты отдаешь в мир, то мир тебе и возвращает. Не нравится результат? Измени свой посыл.

Дети эти взаимосвязи видят быстрее и понимают глубже. И это гораздо лучше привьет им ответственность, чем наши нотации и запреты.

  1. Бог живет во мне

12122333Не только я – часть мира, но и мир – это часть меня. А это означает, что внутри меня уже есть ответы на все мои вопросы. Мое сердце знает, как мне лучше поступить, практически всегда. Иногда мне просто не очень хочется его слышать, иногда я с ним не согласна, а иногда мне просто не услышать тихий голос сердца среди огромного шума.

Если же с детства ребенку рассказывать, какой клад скрыт в его сердце, он сможет сам принимать решения,  слушать и слышать самого себя. Искать ответы на все свои вопросы, быть верным самому себе, идти своим путем. А главное – поймет, кто он и чего хочет в этой жизни.

5. Женское и мужское

Важно и понимание различий мужчин и женщин, и обучение их разным искусствам – кому что в жизни более полезно окажется.

Мальчика ведь тоже можно учить готовить. Он может поваром стать или жену иногда баловать. Но если он будет уметь варить, кроить и гладить, но при этом не сможет ни гвоздя забить, ни денег заработать, ни защитить любимую – легко ли ему будет?

То же самое с девочками – можно научить их самим чинить краны водопроводные и полки навешивать. Но если она все это будет делать сама – что останется ее мужу? И что если она все это будет делать отлично, а вот готовить с любовью – так и не научится?

Поэтому стоит девочек воспитывать как будущих  женщин, жен и матерей, а мальчиков – как мужчин, мужей и отцов. С самого раннего возраста. Что в дальнейшем сильно упростит им жизнь, в том числе семейную.

1213654Если вернуться к славянам, то у них для девочек и мальчиков были разные возрастные обряды. Так мальчика в три года впервые садили на коня, а девочке  — впервые одевали сережки. В семь лет мальчиков «подпоясывали», а девочек – «закосычивали». А в четырнадцать и тех, и других испытывали – но в различных сферах. Мальчиков проверяли на  силу мужскую, а девочек – на женскую ловкость. И у каждого обряда был свой глубинный смысл, развивающий в женщинах – женское, а в мужчинах – мужское.

  1. Почитание старших

Любая культура так или иначе строится на почитании старших – родителей, предков, учителей.  Младшие уважают старших, старшие – дают покровительство младшим. И все на своих местах. Тогда в семье младшие могут быть защищены, старшим проще справляться со своими обязанностями.

Изучение своих корней, уважение к своим предкам, к своим родителям – так дерево нашего рода может вырасти большим и сильным. Если же мы всех осуждаем, со всеми что-то делим, то род превратится в маленький росточек – слабый, неустойчивый к внешним ситуациям.

И единственный способ научить детей почитать старших – то есть нас – самим начать почитать своих старших. Для жены таким старшим будет муж. Этот пример у детей перед глазами каждый день. Если жена мужа не слушается, то и дети никого не слушаются. А кроме того для них показательны наши отношения с нашими родителями и родителями мужа. Как бы и что ни происходило, но если мы можем сохранить уважение и не говорить о них гадости, не осуждать их и не считать мягко говоря странными, тем самым мы подаем детям важный сигнал: «мы почитаем своих старших, это правильно».  Церемонии и молитвы за ушедших предков, создание генеалогического древа, обсуждение с детьми наших корней.

1258964Только так и можно добиться уважения от своих детей. Только так. А без этого уважения и принятия нашего старшинства отношения не смогут быть гармоничными. Дети будут с нами спорить, бороться, игнорировать, стыдиться. Разве это сделает кого-то из нас счастливее?

  1. Развить в ребенке то, что в него уже вложено

Каждый ребенок рождается уже со своим призванием и складом характера.

Он уже изначально относится к одной из четырех «варн» (учителя, руководители, торговцы и мастера). Просто мы не сразу это видим и понимаем. А ведь достаточно просто понаблюдать. Чтобы понять и помочь ему развить то, что в нем уже есть. Оно ведь там не просто так, и его не выбросишь и не скроешь.

Например, наш второй сын сходит с ума по оружию. Мы никогда не покупали никаких мечей и пистолетов старшему сыну, потому как это его до сих пор не интересует. Даня у нас любит книги. А Матвей другой. Он рыцарь. Он сам так решил. Первый меч мы случайно купили ему где-то, и он вечером лег с ним спать. Хотя как можно обнимать во сне меч, да?

И главное для меня, что он видит функцию рыцаря очень точно. Защищать, спасать, оберегать, заботиться. Маму, братиков. Девочек. Животных. Как-то пришел с площадки с папой и гордо рассказал, как защищал девочку. Мальчик ее обижал, дергал за волосы, а Матвей защищал. Потому что девочек обижать нельзя. Он сам это откуда-то знает.

Я не читаю ему об этом лекций и нотаций, он видит пример, как папа защищает маму (в том числе от детей). Не пытаюсь насильно прививать что-то.  Но всегда и во всем видна его природа. Природа воина. Воина, который защищает слабых. Поэтому он увлеченно смотрит со мной «Махабхарату» и обожает Бхиму и Арджуну — двух главных воинов. А меня это и радует – ведь «Махабхарата» не только о войне. Она дает мне возможность ответить ему и на глубокие жизненные вопросы.

Я уверена, что если родители перестанут пытаться что-то свое и очень важное внедрить в ребенка и начнут просто его слушать, видеть, слышать и следовать за его природой — все увидят и поймут. И помогут.1877789

  1. Не запреты, а взаимосвязи

Проще всего сказать – не трогай и не лезь. Но получит ли тогда ребенок опыт? Поймет, почему не надо лезть? Я помню, как я впервые пожарила сама себе яичницу. Я была уверена, что как только выключишь печку, сковорода сразу станет теплой. И вот я взяла за чугунную ручку раскаленную сковороду… Дальше вы понимаете.

То есть я знала, что нельзя трогать горячие сковороды, которые стоят на печке у мамы. А дальше опыта не было. Результатом стал ожог ладони, который меня научил, наконец. То же самое происходит и во взрослой жизни. Мама и папа говорят – не делай так. Не объясняя почему. Просто будет не очень и все. Приходится на эти грабли-таки залезть, чтобы понять, почему нельзя.

Это не о том, что нужно все разрешать ребенку. А о том, чтобы позволять ему получать опыт и объяснять – почему не надо, почему нельзя.

И вообще лучше пореже употреблять это страшное слово – «нельзя». В детях, а особенно в мальчиках, оно рождает только бунт, сопротивление и желание-таки залезть туда, куда нельзя.

Мой муж с пяти лет пробовал держать острый топор и рубить дрова. И сейчас он так же старается позволить детям получить опыт везде, где это возможно.  Забить гвоздь в четыре года и впервые попасть по пальцу молотком? Уже проходили. Самому резать себе яблоки и порезать палец? Тоже было. Залезть высоко и не найти возможности слезть, или упасть оттуда? Неоднократно. И один такой эпизод опыта работает лучше, чем сто пятьдесят нотаций на тему «нельзя».

Это требует большей внимательности родителей и большей внутренней силы – позволить ребенку получить иногда болезненный опыт. Это и о том, что подробно рассказывать ребенку о последствиях. Не просто запретить курить и выпивать, а рассказать, как это влияет на организм.

Дети не самоубийцы и не глупы. Рисковать своей жизнью просто так они не будут. Если им понятно, что впереди их не ждет ничего хорошего, они пойдут другой дорогой. А если они все-таки идут вперед, то значит, что-то их там манит, и этот опыт получить нужно. Может быть, это на самом деле нужный опыт, просто мы за них переживаем? Но стоит ли своими переживаниями связывать детей и их любознательность по рукам и ногам?

  1. Поддержка, вера в его возможности

Если мы сами в своих детей не верим, если мы сами их не поддержим, тогда кто и как? Критика, запреты, осуждение, поиск ошибок от наших родителей – все это не сделало нас здоровее и сильнее. Это не помогает нам строить гармоничные отношения, искать возможности и оставаться в позитивном состоянии. Точно так же это не поможет и нашим детям.

И наоборот, поддержки никогда не бывает много. И так здорово, когда в тебя верят, что бы ты ни делал. Миллиардер, создатель компании «Virgin» Ричард Брэнсон всегда говорит, что единственная причина его успеха – это его мама. Она верила во все его проекты, даже те, что казались глупыми и невыгодными.

Как вам такие постулаты? И как изменилась бы ваша жизнь, если бы все это знали и понимали с детства, впитали бы это с молоком матери? Хотели бы вы, чтобы все это было для вас естественным ощущением от мира? Я бы очень хотела. И очень постараюсь сделать так, чтобы мои дети именно так мир и ощущали.

45457999Духовное воспитание – это когда мы видим в нашем ребенке душу, а значит – частичку Бога. И этой маленькой частичке в пока еще детском теле мы помогаем получить нужный ей опыт, оберегая ее от лишних травм. Если мы сможем смотреть на своих детей так, мы легко научимся и уважать их, и договариваться с ними, и отпускать их. Мы поймем, что дети – это не мы и не наша собственность. Что они не глина, из которой мы лепим, что хотим. Они – живые маленькие семечки, в каждом из которых уже заложено будущее.

«Ваши дети вам не принадлежат.

Они сыновья и дочери самой жизни.

Они рождаются вами, но они — не вы, и хотя они с вами, они не принадлежат вам.

Вы можете отдавать им свою любовь, но не мысли, потому что у них — свои мысли.

Они — ваша плоть, но не душа, потому что их души живут в завтрашнем дне, который вам недоступен, даже в ваших мечтах.

Вы можете стремиться быть похожими на них, но не пытайтесь делать их похожими на себя, потому что у жизни нет обратного хода в прошлое.

Вы — лук, а ваши дети — стрелы, выпускаемые из этого лука.

Лучник видит цель где-то по пути в бесконечность, и он сгибает вас своей властью, чтобы его стрелы могли лететь стремительно и далеко.

Так принимайте же волю лучника с радостью, потому что он, любя летящую стрелу, любит и лук, который держит в своих руках.»

(Халил Джебран)

Духовное воспитание – это не нотации. Это когда мы сами меняемся, и дети это видят. Когда мы учимся быть гибче, подобно этому луку, для того, чтобы они могли стать счастливее. Мы не пресмыкаемся перед ними и не сажаем их к себе на шею. Мы готовим их к самостоятельной жизни, без нас. Готовим их быть достойными людьми на этой планете, которые смогут сделать много хорошего.

Мы растим их как цветы – щедро поливаем и дарим солнечный свет, удобряем, отгоняем вредителей и пропалываем сорняки. Мы – словно садовники, от нас не зависит то, что вырастет. Скорее, мы влияем на то, как это самое вырастет.  Даст ли плоды и цветы, будет ли растение здоровым и полным сил, сможет ли затем жить среди других растений.

8798855И именно духовное воспитание выполняет эту функцию.  Только оно и может защитить наших детей, сделать их счастливыми и успокоить наши сердца. Ведь что может быть важнее счастья?

Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь (Джон Леннон)

Как же это воспитание дается? Попробуйте читать своим детям Священные писания (есть очень много адаптированных для детей версии), смотреть с ними мультфильмы и фильмы о святых, а не о супергероях, рассказывать им сказки с воспитательным смыслом (почти все народные сказки таковы). Кроме того вы можете найти воскресную школу для ваших детей, церковный хор или еще какие-то дополнительные занятия в духовной сфере.

Но самое главное – это ваша личная цель жизни, ваше личное стремление к духовному развитию. Без этого все остальное не имеет смысла. Дети растут по образу и подобию. Если вы  духовно развиваетесь, то и они будут получать такой опыт. А что они потом с этим сделают – это уже их выбор.

Можно представить, что детские годы с духовно развивающимися родителями – это складной парашют, которым вы снабжаете своего малыша. Попав в трудную ситуацию в будущем, этот парашют может ему здорово пригодиться.  Не стоит рассчитывать, что ребенок  всегда будет делать так, как вы его учили. У него останется право выбора. А вы – все от себя возможное уже сделали, останется только молиться.

Духовное воспитание – это лишь начало нашей родительской трансформации. Только начало нашего пути. Нам еще предстоит научиться отпускать детей во взрослую жизнь, доверяя их Богу. И молиться. Молиться за своих взрослых детей. Верить и продолжать их вдохновлять своим примером до самых последних дней.

Непростая работенка, правда? Кто бы нам сказал об этом, когда мы так хотели ребенка! Но это правда стоит того. Дети – это все-таки отличная мотивация для того, чтобы начать наконец-то жить своей жизнью и духовно развиваться.

Ольга Валяева — valyaeva.ru

Распечатать статью
< Вставить код на сайт >
Не забудьте поделиться этой статьей в любимых социальных сетях

Реальные истории изменений

20150529_131351

Счастливая история Ирины из Запорожья

Когда нашему браку было около полугода, медовый период прошел, я, как все, увидела очень много «недостатков» моего супруга. Оказывается, он разговаривает не так, заботится обо мне не так, не обожает меня так, как я «заслуживаю»…
Просто до этого мне никто не рассказал, что мужчины отличаются от женщин. Поскольку я жила с очень сильной мамой, то у меня был настрой на карьеру, максимум одного ребенка, можно даже без супруга.

Читать далее
kYZtu18osNs

История замечательных изменений Марины

Круг знакомых мужчин также изменился — теперь это были более осознанные мужчины, один из них и порекомендовал мне сайт Валяевых:) Я читала статьи, стала чаще носить юбки (вдохновившись Вашим, Ольга, экспериментом, я раздала почти все брюки тем, кому они нужней) и все больше убеждалась, что двигаюсь в верном направлении. Только вот меня беспокоили откаты, да и чувствовала, что для дальнейшего движения и развития по-женски мне нужна поддержка — «пинок» если быть точнее)). Потому и решилась на марафон.

Читать далее
14726469_1817357258482213_7717829143106158592_n

Отзыв Марагариты о книге для принцесс

Для меня эта книга тоже интересна по-своему. В такой легкой, нежной, ласковой и, можно сказать, игровой форме подаются такие важные и мудрые мысли. По-другому осмысливаются мои отношения с родителями. Если бы когда я была маленькой мне говорили именно такие вещи, я думаю, я была бы другой. И жизнь моя тоже.

Читать далее
15048189_223242558109237_6532757351567458304_n

Любовь о книгах Ольги Валяевой

«Искусство быть Женой и Музой» — книга то с вирусом беременности (результат вы знаете). Сама книга очень глубоко затрагивает тему взаимоотношений в семье. Казалось бы, простые, всем известные вещи и факты, но то, как преподносит это автор, открывает новые грани, и начинаешь видеть суть. Где-то на 30 странице я плакала от осознаний. В книге после каждой главы даются задания на применение знаний.

Читать далее
14727444_330262204003545_8363643305023504384_n

Мысли благодарной читательницы из инстаграм

Приятно открывать для себя новых людей, книги и мысли. Для меня Ольга Валяева с её знаниями, мыслями и откровениями стала просто открытием. Не перестаю удивляться, как в точку она прописывает все о нас, женщинах. Иногда кажется, что она пишет с тебя или с твоей подруги, или обо всех сразу. А когда читаешь посты, так вовсе думаешь — да как она знала, что это прям сейчас в тему!

Читать далее
PkhfbaWd9G0

История Татьяны о любви, предательстве и собственном возрождении

2014 год для меня дался тяжело, были мысли и о том, что хочу наложить на себя руки, и тут мне помогла Олечка. Я обратилась с ещё большем рвением поглощать те знания, которыми делиться Оля Валяева. И я поняла, что судьба меня ведет дальше, вот она, помощь Боженьки — через Олю познать себя и встретить своего мужа. В этом же 2014 году я знакомлюсь с парнем через интернет.

Читать далее
14714676_1308175719235279_163287728811671552_n

Отзыв taganova_k о книге «Искусство быть Женой и Музой»

Это действительно энциклопедия, это то, что важно знать каждой женщине, будь она уже замужем или еще только планирует. Быть женой сейчас мало где учат. Кто-то в принципе и не задумывается, что жена кроме борща (условно 😂) еще что-то должна уметь и вести себя (о, боже!) соответстующим образом. А уж быть по-настоящему музой своему мужчине — кто-то, увы, и не собирался вовсе.

Читать далее

Рубрики

Твоя женская энергия

пополни её запас прямо сейчас!

нажми на кнопку, получишь результат ;)

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Система Orphus