Привычки и три гуны материальной природы

Ольга Валяева - Привычки и три гуны материальной природыЕсли мы говорим о привычках. О том, что некоторые из них стоит вырывать с корнем, то иногда возникает вопрос. Разве же это свобода, когда есть жесткие ограничения? Да. Вопрос лишь в том, что ограничиваем и зачем.

Три дороги 

В этой жизни у нас есть три дороги, три варианта, как и куда жить. Все определяют три гуны материальной природы. Каждая из них влияет на нас, и мы в каждую минуту находимся в какой-то из них. Но дабы развеять иллюзии — чаще всего мы в какой-то одной, выбрав однажды свой путь, так и идем. Имеем такие привычки, что другой дороги и не видно. Имеем такой вкус счастья. Строим таким образом отношения. А еще чаще мы ничего сознательно не выбираем и живем как живется. Связанными с одной из трех гун.

Они как три дороги в русских сказках – каждая имеет свои особенности, на каждой требуются какие-то жертвы. Тут коня потеряешь, тут голову потеряешь, а здесь вообще непонятно зачем ходить. И каждый из нас на этой развилке поворачивает в ту или иную сторону.

Три гуны — невежество, страсть и благость. Это наш способ воспринимать мир, наш способ в этом мире себя реализовывать. Все, что мы делаем, мы делаем в одной из трех гун. Строим отношения, работаем, дружим,  учимся. Самой яркой и привлекательной  обычно выглядит страсть, самой скучной — благость, а невежество для нас часто дело привычное.

И если посмотреть на это как на три тропинки из русских сказок, то в невежестве мы рискуем потерять все, в том числе самих себя, в страсти можем получить все материальное, но окажемся неспособными ощущать внутри счастье (зато как все это блестит!), а благость сродни подъему на Эверест – кажется, что трудно, долго и незачем, но стоит туда подняться – и не пожалеешь.

Наши  ежедневные привычки- это маленькие веревочки, которые и сплетают вокруг нас крепкие канаты гун. Гуна — это еще и канат, веревка в переводе с санскрита. То есть гуна в конечном итоге привязывает нас — к самой себе же, привычками и поступками. Да так, что нам даже кажется все это естественным и нормальным. Кажется, что так жить правильно, что иначе и невозможно. Да и незачем.

Спим до обеда — очко к невежеству, пьем алкоголь, кофе, курим — туда же. Лихорадочно занимаемся сексом — очко в пользу страсти. Гоняемся за деньгами – опять страсть. Перестали есть мясо — очко к благости. Рано встаем – благость. Рано ложимся – благость. Другим помогаем – благость. И так далее. Где больше таких очков – там сильнее и крепче связь. И с каждым днем их становится все больше, и вырваться все сложнее.

Невежество — это самая трудная дорога. И начинаем мы всегда с нее. Она как болото, из нее трудно выбраться. Вставать рано лень, мясо есть нравится, мыться по утрам как-то непривычно и холодно, юмор без мата не юмор и вообще. И что получаем? Такую же жизнь — темную и местами грязную, беспросветную болотину. Ссоры, депрессии и прочие радости нам в этом месте «помогают».  Они являются всего лишь следствием того, что мы связались не с теми.

  • Привычки в гуне невежества:  алкоголь, курение, обжорство, мясоедение, наркотики, беспорядочный секс, сон до обеда, ночные тусовки, драки, критика других людей. Все то, что ослабляет наш разум, разрушает наше тело.
  • Привычки в гуне страсти: кофе, чай и другие стимуляторы, энергетические напитки, много работать ради денег, азартные игры, социальные сети, шоппинг. Все, что вводит нас в состояние нездоровой активности.
  • Привычки в гуне благости – рано вставать и ложиться, после пробуждения принимать душ, ходить в чистой одежде, помогать другим, практиковать ненасилие. И так далее. Все то, что приближает нас к святости и чистоте.

В невежестве энергии нет. Это болото. Невежественные привычки лишают нас сил, поэтому мы такие вялые, обесточенные. Но и страдания там не так много. Потому что вся жизнь как боль, и это становится привычным. И может быть, даже приятным.

В страсти очень много энергии, и она лихорадочная. Суета, гонка,  успеть, догнать, перегнать, быстрее, выше, сильнее. И страданий здесь много – все время какие-то препятствия, бежишь и падаешь, подножки встречаются, сам ставишь другим подножки.

В благости энергии еще больше, но она другая. Она светлая, чистая, божественная. Жизнь становится проще и спокойнее. Простая жизнь, возвышенное мышление.

Хочется разобрать гуны на примерах. Дальше вы можете продолжить сами, задавая себе вопросы: А в какой гуне я сейчас?

Образование

  • В невежестве. Образование не нужно вообще. Никакое.  Разве что как наркотики в себе перевозить, банки грабить или сексом заниматься.
  • В страсти. Нужно как можно больше – корочек, институтов, курсов. Пять высших, титул такой-то и еще вот такой. И главное, чтобы пошире знания. Отовсюду по чуть-чуть. Широкий кругозор. Правда, очень неглубокий.
  • В благости. Главное – духовное знание. И глубокие познания в том, что ты любишь.

Работа

  • В невежестве. Нет желания работать, лень, апатия. Работа из-под палки. Лучше бы все само падало с неба. Конечно, работа нелюбимая.
  • В страсти. Работа ради денег. Как выжать отовсюду по максимуму, как меньше работать и больше получать. Делать то, что выгоднее. Правильно то, что дороже стоит.
  • В благости. Работать с душой. Даже если за это не платят. Работа – как способ изменить этот мир и помочь людям.

Цели

  • В невежестве. Целей нет. Куда приплывем, туда и приплывем.  Если же цели есть, то они разрушающие.
  • В страсти. Больше, сильнее, быстрее. Больше денег, больше дом, стать круче всех.
  • В благости. Цели – стать лучше, помогать большему числу людей, улучшить свой характер.

Красота

  • В невежестве. Ее нет. И заботы о ней нет. ключевое слово – удобно. Если удобно – значит, хорошо.
  • В страсти. Молодость – красива, старость – это уродство. Поэтому делаются пластические операции, инъекции, что угодно, лишь бы и в 60 выглядеть на 20.
  • В благости. Красота внутри. И на этом акцент. А тело украшается, за ним ухаживают, берегут, не пытаясь искусственно омолодить. Ведь каждый возраст прекрасен.

Одежда

  • В невежестве. Рваная, плохо пахнущая, слишком открытая.
  • В страсти. Яркая, супер-модная, дорогая, открытая, вычурная.
  • В благости. Целомудренная, спокойных тонов, чистая.

Режим дня

  • В невежестве – сон до обеда, ночные гулянки, ночная активность.
  • В страсти —  ложиться поздно, спать мало. То есть организм не отдыхает, ему такой возможности не дают.
  • В благости – ранний отход ко сну, ранний подъем. Жизнь согласно солнечным ритмам.

Речь

  • В невежестве – грубая, нецензурная, грязная, жаргонная.
  • В страсти – очень умная, слишком образная, витиеватая. Когда теряешь логику и периодически чувствуешь себя не очень умным.
  • В благости – простая. Такая, чтобы понятно было даже ребенку. При этом правдивая, наполненная словами из Священных писаний.

Еда

  • В невежестве – мясо, алкоголь, и снова мясо. Бутылка водки и колбаса на закуску.
  • В страсти – очень тонкие вкусы, слишком яркие вкусы – слишком острая, слишком сладкая, слишком горькая. Нет равновесия вкусов, есть сильные перекосы, сильная привязанность – например, к сладкому или соленому.
  • В благости – вегетарианская, маслянистая, приятно пахнущая, где все вкусы находятся в гармонии.

Отдых

  • В невежестве – алкоголь, много алкоголя, чем больше, тем лучше отдохнул.
  • В страсти – очень дорогой отдых, пять звезд, все включено, вокруг меня все прыгают на задних лапках. И даже если я себе это не очень-то и могу позволить, позволяю в кредит. Я ведь этого достойна! Тусовки, шоппинг, экскурсии на самые высокие башни…
  • В благости – на природе. Может быть, очень простой отдых, когда ты сама все делаешь руками. Много гуляешь, дышишь. Или отдых в паломничестве,  у кого-то отпуск – это шезлонг и коктейль, а тут – храмы, святые места и молитвы. И еще неизвестно, кто возвращается более отдохнувшим.

Жилье

  • В невежестве. Грязное, неуютное, антисанитарные условия. Дом, где пьют, занимаются развратом, играют в азартные игры.
  • В страсти – огромный и слишком вычурный дом. Такой, в котором надо не жить, а просто на фото показывать.  Квартира в мегаполисе или дом под мегаполисом (из которого надо по два часа ездить потом на работу)
  • В благости. Скромный дом на природе. Ровно такого размера, как необходимо. Обставленный всем необходимым, без лишних вещей. Самостоятельно выращиваемые фрукты и овощи. Бережное отношение к земле.

Лечение

  • В невежестве – все лечим водкой. От отита – водка, от бронхита – водка. Или пьём, или обтираем, или компрессы. И профилактика тоже самая лучшая – это водка.
  • В страсти – множество обследований, лекарств. Культ здоровья и здорового образа жизни. Покупаем все, на чем есть пометка «полезно» — даже если оно уже настолько обработано, что неполезно. Много искусственных витаминов, добавок. А еще куча «волшебных таблеток», которые все так или иначе ищут. Чтобы одну таблетку выпил – и все прошло. За любые деньги. Съел одну таблетку – и похудел за ночь.
  • В благости – понимание, что здоровье – это следствие образа жизни. Поэтому благостный режим, благостное питание, натуральные лекарства – травы, например. Лечение долгое, медленное, требующее аскез. Но дающее долгосрочный результат.

Создание семьи

  • В невежестве. Нет никакой семьи. Гражданский брак. Сожительство. Случайные связи.
  • В страсти. Сначала секс, потом семья. Толком друг друга не знают, просто влюбляются – и женятся. Просто секс у них удается вместе. И через год обнаруживают, что это совсем не мой человек, я так жить не могу и так далее.
  • В благости. Сперва долго общаются, узнают друг друга, не имея физических отношений. Потом помолвка, потом – замужество. Процесс небыстрый.

Отношения с мужем

  • В невежестве. Издевательства друг над другом, алкоголизм – совместный или односторонний, проигрывание имущества в казино, зависимость от компьютерных игр и так далее. Ад, а не жизнь.
  • В страсти. Ты должен сделать меня счастливой. Делаешь – люблю. Не делаешь – ненавижу.
  • В благости. Я должна быть счастливой и распространять энергию счастья в доме. Выполнение своего долга, работа над своими качествами.

Предпринимательство

  • В невежестве – разбой и грабеж. Махинации, аферы, обман. А что, тоже бизнес, правда?
  • В страсти – погоня за прибылью. Когда люди становятся кошельками с глазками, и твоя цель – вытрясти их до последней нитки. Когда сперва ты улыбаешься – пока тебе это выгодно. А потом – в сложный момент – меняешься в лице – это не мои проблемы. Цель – сорвать много денег и быстро.
  • В благости – чем я могу помочь людям? И а этом стоится дело. Развивается оно не быстро, часто начинается вообще бесплатно. Просто делается что-то для людей, а потом постепенно люди сами хотят за это платить.

Дети

  • В невежестве. На детей наплевать. Растут как сорняки, над ними издеваются, бьют их, унижают. Те самые неблагополучные семьи, откуда детей часто изымают.
  • В страсти. Мой ребенок – это я. Поэтому он должен любит это и вот это. А еще должен быть лучше всех. В хорошем настроении я его обожаю, а плохом – могу и отшлепать.
  • В благости. Я ищу, что именно Господь уже вложил в моего ребенка. И помогаю ему развиваться туда, куда ему положено. Ребенок считывает мой образ жизни, поэтому сначала я должна воспитать саму себя.

Дружба

  • В невежестве – бутылочная дружба.  Идем в баню, зовем «девочек» и так далее.
  • В страсти – ты мне друг до тех пор, пока мне это выгодно. Отношения неглубокие, поверхностные, основанные на корысти и выгоде. Дружить с теми, с кем дружить выгодно  — с богатыми, знаменитыми, влиятельными.
  • В благости – глубокое общение по душам с единомышленниками. Обмен сокровенным, взаимовыручка, взаимопомощь.

Обеты

  • В невежестве – споры «кто лучше». Бесполезные споры вроде того, кто больше съест, выпьет, дольше простоит на одной ноге. Или обещание отомстить. Смысла никакого, влияние такого обета – чаще негативное
  • В страсти – заработать денег. Много. Больше, чем у них. Построить огромный дом. Стать крутым человеком. Всех победить.
  • В благости – изменить качества характера, начать раньше вставать, перестать есть мясо. Обет чаще молиться, посетить святые места.

Вера

  • В невежестве – атеизм. Бога нет. Что хочу, то и делаю. Если я согрешил, а меня не поймали, — все в порядке
  • В страсти – только моя вера правильная. Бог только в моей религии, остальные – сектанты.
  • В благости – все религии принадлежат Богу, но Бог не принадлежит ни одной из них. У меня есть моя вера, у тебя своя. И оба мы правы.

Счастье

  • В невежестве – оно получается во время опьянения различного характера. Есть ощущение, что только это и счастье.
  • В страсти счастья нет. Вся жизнь гонка за ним – и очень много страданий.
  • В благости – счастье там где Бог. Счастье в том, чтобы помогать другим. Счастье – энергия души, которой обязательно нужно делиться. Простая жизнь, возвышенное мышление.

Часто мы живем в двух гунах, например, в невежестве и страсти. На работе бегаем как белка в колесе ради денег, а дома превращаемся в надиванный овощ с пивком в руках.

Но начинаем мы обычно с невежества. Из него выход возможен только в страсть. Мы, конечно, лекции послушали, все поняли и хотим сразу в благость. Там более правильно, светлее и приятнее. Да и страданий меньше. Не получится сразу. Энергии не хватит. Для начала из болота надо вылезти, а уж потом думать, как можно научиться летать. И гуна страсти дает то, что так нужно, чтобы вылезти из болота – резкое зажигание, быстрое и яркое горение. Она привлекает (гораздо сильнее, чем благость), она манит. И она может человека вытащить.

Переход в страсть почти всегда фанатичный — это ее энергия.   Лихорадка – вот что лично мне напоминает гуна страсти. Резко бросить вредные привычки вроде алкоголя и курения. Резко расстаться с мясом, как минимум красным.  Резко начать вставать в три утра. Не в шесть, а сразу в три. Сразу освоить асану для стойки на голове. То есть перейти из одной в другую гуну резко, фанатично, еще и всех вокруг обвиняя и разоблачая.

Благость это сложно. Это всегда сложно. Для этого надо усиливать свой разум, управлять своими чувствами, не потакая им. Иметь правильные привычки и стремится к чистоте во всем. Чистота разума начинается с чистоты тела. С утреннего омовения. С того, что мы едим. С кем общаемся, что читаем.  И сперва она не кажется привлекательной – мол, чего эти “святоши” такие странные – все самое интересное в жизни проходит мимо них.  Самое вкусное они не едят, не пьют. За самым главным не гоняются. Зачем вообще тогда жить?

Понять, что дает благость, гораздо проще, когда вы уже долго находитесь в страсти, и очень устали от этой лихорадки. Знаете, во время гриппа тело так ломит и лихорадит, что момент, когда ты ночью вдруг весь покрываешься потом, — радостный. Это сигнал выздоровления, что, наконец, температура спадет, все лишнее выйдет из тела. И иной раз, болея, ты очень ждешь именно этого момента. Так вот переход в благость – это то же самое. Когда ты освобождаешься от всего лишнего и тебе становится легче жить и дышать. Тебя перестает «знобить» и «жарить» — ты снова возвращаешься в себя.

Для меня страсть – это именно так. Каждый раз, когда она меня вдруг захватывает с головой, я ощущаю себя заболевшей, это сильно выматывает, истощает и напрягает. Заставляет делать лишние движения, делать то, что не хочется, перенапрягаться. И она сразу же привносит свои «привычки», от которых так трудно избавиться.

Поэтому работать со своими привычками крайне важно. Потому что привычки формируют наше будущее. Они либо развивают нас, либо заставляют деградировать. Либо помогают очистить сердце и усилить разум, либо наоборот. Нет третьего варианта — мол, вообще не пью, но раз в неделю выпиваю, и это нормально, Это ненормально, даже в таких количествах алкоголь влияет, и достаточно серьезно.  Привычки определяют, какой дорогой мы пойдем завтра и послезавтра. И какой итог будет у всего этого.

Быть в невежестве проще всего. Но незнание не освобождает от ответственности. За все, что мы делаем сегодня, даже сами того не понимая, мы будем отвечать. Извините меня, дорогие мясоеды, но за каждую котлетку и каждый стейк придется заплатить собственной кровью. За каждое разбитое сердце рядом с нами, мы тоже будем страдать. Этого не избежать.

Поэтому от привычек в невежестве нужно избавляться как можно скорее, с энергией страсти. нет в этом месте возможности сделать все благостно. Когда вы тонете в болоте, сперва нужно из него выскочить, выбежать, и только потом размышлять. Разрывать резко. А потом найти то, чем это заменить.  Здесь сложно заменить что-то новым вкусом, вы просто не почувствуете ничего. Не доберется новый вкус, не проникнет.

Если вы в невежестве, если у вас много таких привычек – ищите спасения в страсти. И не бойтесь первичного фанатизма, главное не погружаться в него со всей силы. А потом – самое время переходить в благость. Иначе. Получая более высокий вкус, общаясь с возвышенными людьми, читая возвышенные книги, получая более тонкое счастье, недоступное в материальном измерении. И тогда естественным образом придет нужная вам чистота.

Вам захочется и вставать рано, и ложиться рано, и перестать есть мясо, и  перестать пить кофе. Все это само отвалится постепенно, когда вы попробуете, каким может быть счастье и какой может быть жизнь.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмитe Система Orphus