- Предназначение быть Женщиной – Ольга Валяева и Алексей Валяев - https://valyaeva.ru -

Необходимо ли образование для девочек?

Однажды знакомый гомеопат поделилась со мной, что сделать из обычного врача хорошего гомеопата очень трудно. Почти нереально. Медицинский ВУЗ стандартизирует мышление так, что человек потом и гомеопатией лечит так же, как антибиотиками. А в гомеопатии исходная точка и законы абсолютно другие.

Например, обычная медицина убирает симптомы, и успехом считается, если все быстро проходит. Так подавляются боли, кашель, сыпь. А гомеопатия ищет причину, и по дороге часто бывает так, что симптомы усиливаются. На какое-то время. Это часто означает, что ты идешь в верном направлении. То есть и подход разный, и критерии успеха отличаются, и цели противоположные.

Поэтому обычному врачу, чтобы стать гомеопатом, нужно забыть все то, что он уже знает и умеет, полностью отказаться от своих медицинских представлений и опыта.  И не просто сделать вид, что ничего не изучал, а  словно перепрошить свой мозг, очистить его до состояния нового листа бумаги. А мало кто к этому готов. Поэтому хороших гомеопатов мало. Многие пользуются гомеопатическими лекарствами, но не все мыслят гомеопатически.

Она говорила о том, что было бы правильнее человеку сперва изучить гомеопатию, ее законы, проникнуться основной идеей. А потом – при необходимости – получить высшее медицинское образование. Если оно будет наложено на гомеопатическую базу, оно уже не сможет так сузить сознание и перекроить его.

То есть вопрос в том, где база, где основа и фундамент. На что мы опираемся. Исходя из нашей основы, мы можем получить совершенно разные результаты, делая одно и то же действие. И это ведь не только о гомеопатах, правда?

Что лично мне дало образование

Давайте о девочках. О наболевшем – образовании для них. И начнем с самих себя. Я ходила в детский сад с года, потом школа, университет. Сейчас у меня есть тот самый диплом, которым я ни разу в жизни не воспользовалась. Хотя прошло с момента окончания ВУЗа уже более десяти лет. Есть подозрение, что уже и не воспользуюсь, потому как уже совсем ничего не помню. И даже систему на компьютере уже не переустановлю сама. Вот вам и математик-программист.

Женского же образования у меня – ноль. Я много писала об этом, что даже особо не умела готовить, выходя замуж. Разве что картошку сварить и пожарить, салат нарезать. Уроки труда в школе надолго отбили мне желание рукодельничать – шить я понемногу начинаю, а вот вязать… Видимо, на пенсии буду пробовать только.

Мама моя работала очень много. Она же меня одна кормила, и вынуждена была работать. Хотя у нее можно было многому научиться,  на все это времени и сил обычно не было. К тому же так важно было получить образование в обычном смысле этого слова, что все остальное казалось лишним.

Что же мне лично дало мое образование? Мне очень сложно сказать. Да, меня заставили выучить абсолютно неинтересные мне вещи. Да, меня научили сидеть на одном месте целый день и заниматься абсолютно не нужными мне вещами. Да, меня научили зубрить, обманывать, тратить время на то, что надо.

Расширило ли оно мне кругозор? Нет. Читать я любила и до школы – и научилась еще до школы. И самые интересные для меня книги я читала вне школьной программы – не тогда, когда надо было, а когда мне хотелось.  Писать я любила еще тогда, когда сочинений в школе не было. И очень много писала дома – того, что я хотела. Те вещи, которые были мне интересны, я опять же изучала сама – вне школьной программы. Помню, как меня вдохновляли древние цивилизации, и я покупала книги на эту тему, читала их запоем. Но на уроках истории это никому не было нужно. На эту тему было отведено всего три месяца. Компьютер я тоже осваивала сама, в школе нас самому важному совсем не учили. А то, чему учили,  было устаревшим уже даже в тот же самый момент.

Образование дало мне и другие, очень «нужные» вещи. Например, гордыню. Я же отличница. Я умная. Я умнее всех и лучше всех. Я все знаю. Мне все достаточно легко давалось, и почему-то это давало основания задирать нос, считая всех остальных глупыми. Или уверенность в том, что я все смогу сама [2]. Ведь я такая умная, значит не пропаду.

Можно и замуж не выходить, [3] у меня на жизнь вообще-то такой план и был). Или насильно привитую экстраверсию. Или стремление рулить всеми и управлять другими людьми, которое так поощрялось в школе. Многое из того, что во мне уже было, в школе было развито, хотя жить без этого было бы проще. Точно так же многое из того, что во мне так же было, подавлялось, игнорировалось и не развивалось. А пользы от этого было бы больше.

 Конечно, в этом было и что-то полезное. Например, несколько учителей в школе вызывали восхищение – и как профессионалы, и как люди. В школе же я открыла для себя английский язык и полюбила его – благодаря опять же учительнице. Были и общение с друзьями, и организация праздников, которая мне лично нравилась.

 И опять же – все могло бы быть иначе, если бы я пошла в гуманитарный класс. Но гуманитарии – это же отсталые индивиды, считалось в среде математиков. Это непрестижно, учат там слабо, будущего там никакого. И одинаково побеждая в олимпиадах по математике, русскому, английскому и литературе, я все-таки выбрала класс с углублением в математику и ненавистную мне физику.

Это если о школе. Там я еще могу найти какую-то пользу. Ведь как минимум раз в месяц мне предстояло писать сочинение, а я это очень любила. А еще там можно было за десять минут написать двухчасовую контрольную – и предаться мечтам на задней парте. А университет?

Университет – нужно ли было?

Исходя из того, что я училась пять лет там, где изначально не собиралась работать, — это выброшенные на ветер пять лет моей жизни, лучшие ее годы, можно сказать. За это время лишь укрепилась моя гордыня – сама поступила, сдав такой сложный экзамен. Девочек у нас мало, а я – поступила. Я умная. Я не такая, как обычные девочки.  Я умнее, способнее, лучше! Каждый раз, сдавая сложный экзамен, я ликовала. Я молодец, я сильная, я умная!

Когда я вышла замуж, родила ребенка и столкнулась с серьёзным кризисом, мне пришлось учиться перезагрузке своей головы и представлений о себе. Мне пришлось выбрасывать из головы все лишнее, что мне старательно туда засовывали пятнадцать лет. Это оказалось не так просто. И моя гордыня, которая разрослась до невероятных размеров, все время сравнивала мои мозги с мозгами мужа. Замечая у него орфографическую ошибку, я ликовала внутри. Если он не знал «какой-то элементарной вещи», я снова была на коне. Ну и что говорить, я еще и сравнивала «серьезность и весомость» наших корочек. В этой борьбе в моей голове  мой университет побеждал, конечно.

Да, если бы я пошла учиться туда, куда хотела я, куда меня тянуло, все могло бы быть иначе. Но разве я одна такая, кто учится для того, чтобы зарабатывать деньги потом и быть успешной и сильной? Мое высшее образование и моя профессия должны были открыть передо мной все двери и весь мир. Но чуть было не закрыли самое главное окошко – внутрь самой себя.

 Все годы обучения мне объясняли – неважно, что говорит тебе сердце. Вообще незачем его слушать. Имеют значение только факты, только знания, только цифры.

Невозможно сдать экзамен, когда ты «чувствуешь, что этот интеграл примерно равен как-то так». Это же несерьезно. Меня учили, что неважно что ты чувствуешь и чего ты хочешь. Есть надо. Есть требования. Есть сессия. Будь добра – выполняй. Помню, как хотелось ходить на свидания в новогодние праздники, но приходилось сидеть и зубрить функции языков программирования. Мне вдалбливали, что вообще думать своей головой не нужно, учи то, что тебе дают. На одном из предметов мы изучали несуществующие числа. Год учили какие-то законы и взаимосвязи между ними. И когда я спросила – а зачем мы это учим? Куда оно нам пригодится? Мне очень категорично закрыли  рот. Но так и не сказали, а где это вообще может пригодиться.

Все эти годы обучения в мужском ВУЗе из меня старательно лепили мужчину. Думай, как мужчина. Сражайся наравне с ними же. Женские штучки тут никого не интересуют. Женская логика на матфаке вообще постоянный предмет насмешек. Докажи, что ты вообще человек, а не друг человека. Женщиной здесь быть неуместно. Сексуально привлекательным объектом – еще можно, спрос будет. А женщиной – нет. Не то место.

 Это напоминает мне анекдот: «Раньше, когда у меня не было работы, у меня не было ничего. А теперь  — у меня нет ничего и дергающийся глаз». Примерно таким стал для меня мой диплом математика и золотая медаль школы в физико-математическом классе.

Получается, что с детства я училась совершенно не так и не тому. И для того, чтобы войти в гармонию с собой, восстановить контакт со своей женской природой, мне нужно было стереть многие годы совершенно других программ и знаний в своей голове и в сердце. Это заняло много времени и сил, хотя до сих пор я вижу, что еще не все «стерлось». Многое до сих пор аукается. И в том числе поэтому для меня дорога к женственности стала такая долгая, трудная, витиеватая.

Вот такую цену лично мне пришлось заплатить за заветную престижную корочку, без которой жить вообще никому и никак нельзя. Во всяком случае мне так объяснили, что вся моя жизнь зависит только от этой корочки. И я в это долго верила.  Я не жалею. Такой путь, такая карма. Но имея выбор, в следующий раз бы поступила иначе.

Где основа?

Значит ли это, что образование для женщин – это зло? Нет, конечно. Мой пример, скорее, максимальный в своем проявлении. Хотя нет, бывают еще женщины, у которых два, три, четыре и даже пять высших образований (и среди них дай Бог – одно любимое).

Но если мы вернемся к примеру с гомеопатами, то можно посмотреть на ситуацию иначе. Задуматься, на чем нужно ставить акцент и зачем? Что должно быть для девочки главным? Аттестат? Престижный диплом? Несколько высших образований? «Денежная» профессия?  Или вообще решить, что женщины учиться не должны ничему и никогда?

Но если подумать иначе и заглянуть глубже? Что если изначально правильно заложить базу для девочки? Если изначально дать ей все самые ценные и важные знания, которые ей не дадут нигде? Что если ответить на все ее будущие вопросы и метания заранее, чтобы и метаний никаких не возникло? Что если основой в ее жизни сделать «женское» образование? Что если обучать ее изначально отношениям – в том числе с самой собой, женским искусствам, давать духовное знание?

Сможет ли ей  тогда помешать высшее образование? Сможет ли оно сбить ее с пути и забить ее чудную головку ерундой? Особенно если она сама его выберет и сама захочет получить? Если она будет учиться, имея внутри свой стержень, свою женскую суть? Если она будет любое последующее образование укладывать на свою качественную базу понимания жизни и роли женщины?

Я уверена, что это будет совсем по-другому. Что многие  девочки не пойдут в ВУЗ, не желая забивать голову лишними знаниями ради того, чтобы быть хорошей, быть как все или получать любовь от родителей. Они, может быть, захотят учиться в таких непрестижных колледжах и училищах – той же кройке и шитью,  рисованию, музыке, народным ремеслам. Или вообще выберут сознательно другой ВУЗ – «Выйти Удачно Замуж» и не будут переживать на тему своей ущербности – «какой ужас, без высшего образования!».

А те, кто захотят учиться в университете, сами выберут свое направление и будут действительно учиться, а не зубрить,  и они наверняка смогут получить от такого высшего образования пользу и расширение возможностей. Главное, чтобы гордыня в этом месте не развивалась. И ведь есть те, кому высшее образование действительно нужно и важно – женщины врачи, учителя, журналисты, психологи опять же. Если у каждой из них будет в основе женское образование, полученное еще до поступления в школу, они смогут стать совершенно другими специалистами.

То есть вопрос не в том – нужно или не нужно девочкам образование. Мы любознательны, нам многое интересно. Обучение нам всегда пойдет на пользу. Вопрос лишь в том, какое образование, чему учить и на какую базу накладывать. То есть важно лишь то, где  у нас основа,  есть ли у нас «стержень» внутри и в чем он заключается,  что главное, а что дополнительное. Быть женщиной — это довесок к диплому или основа? Быть женой и мамой — главная профессия или дело на пять минут по пути на работу?

Если девочка научится слушать и слышать себя, следовать за своим сердцем, принимать себя, строить отношения, если она с детства выстроит свою иерархию ценностей так, что это ей в жизни помогало, если она сможет оставаться верной самой себе и своей природе, если она будет развивать свою творческую и многогранную натуру не ради того, чтобы деньги зарабатывать…

 Тогда все возможно. Возможно не потерять свою женственность даже с двумя образованиями, даже будучи доктором наук. Возможно и работать так, что никому от этого не будет плохо. Возможно и быть счастливой, не имея никаких корочек, но реализовываясь в семье.

И здесь – точка наших возможностей, как родителей. Если мы позаботимся о том, чтобы основа у наших девочек была правильной – в голове и в сердце, то все остальное сложится именно так, как оно должно сложиться. Создавая для дочери такую основу, мы на самом деле даем ей некий  «спасательный круг», с которым она сможет выплыть из любой ситуации и остаться собой. Это важнее, чем попытаться просчитать ее судьбу наперед и каким-то образом ее «устроить». Такие попытки изначально обречены на провал – судьба мудрее и прямолинейнее, чем все наши расчеты и «подстеленные соломки в определенных местах».

 Если мы действительно заботимся о своих дочерях, то единственное, на чем нам стоит сосредоточиться – это духовное образование для них. Женское [4] духовное образование. Которое познакомит их с собой, с миром, с Богом, с отношениями, с тонкими материями, с чувствами, желаниями, эмоциями, доверием, любовью, чистотой, красотой, мудростью и светом. С такой основой им уже ничего не страшно и ничего особо не навредит. Даже то самое «страшное высшее образование».