- Предназначение быть Женщиной – Ольга Валяева и Алексей Валяев - https://valyaeva.ru -

Что в кризисе самое страшное?

Что в кризисе самое страшное? В любом – будь то кризис отношений, экономический кризис или кризис среднего возраста? В Библии говорится, что один из самых страшных грехов – уныние, потому что оно ведет и к остальным.

В кризис [1] мы часто теряем веру в себя, свои возможности, умения и в то, что все это наладится, что мы можем что-то для этого сделать. И мы становимся теми лягушками, которые тонут в молоке. Хотя есть те, кто даже в этот момент быстро шевелят лапками, сбивая молоко в масло.

Помните американский серьезный кризис двадцатого века? Неслучайно он назывался именно «Великая Депрессия», потому как именно депрессивное состояние жителей в большей степени было сложно преодолеть.

Когда мы не верим, что можем что-то изменить в этой ситуации, мы перестаем что-то делать. Мы ложимся и готовимся к концу света.

Но что если этот наш личный конец случится не завтра, а через 10, 20, 50 лет? Так и будем лежать?

Когда мы не верим, что можем что-то изменить в отношениях [3], мы просто отказываемся от них раз и навсегда. Мы разрываем все, что нас связывает, считая, что так избавимся от боли. Но боли становится только больше. Такие раны никогда до конца не затягиваются, на их месте навечно остаются шрамы. А иногда эти раны всю жизнь воспалены и отравляют собой весь организм.

Когда мы не верим, что сможем себя найти и реализовать, мы перестаем пытаться, перестаем искать и пробовать. Мы ставим на самих себе крест заранее, и на всей своей жизни тоже заодно.  При этом тайно завидуем тем, у кого смелость быть собой нашлась, кто сделал то, что мы бы сами хотели делать.

Когда мы не верим, что сможем вылезти из долгов, реализовать свои материальные желания, мы иной раз вообще перестаем прикладывать усилия и работать. Все равно ничего не получится – и еще глубже погружаемся в бездну.

Я очень хорошо это помню. В момент нашего банкротства самым страшным стало именно уныние, мы перестали пытаться расплатиться с долгами, лишь с тяжелым сердцем ждали, когда у нас все отберут. Мы перестали пытаться договориться, забросили все проекты, замкнулись в себе и жалели самих себя. Вместо того, чтобы решать проблемы, я сворачивалась калачиком в кровати и плакала, ругала мужа, обвиняла его и весь мир. И именно из этого состояния жертвы выйти было сложнее всего. Вытащить себя за волосы, как это сделал барон Мюнхгаузен. Выкарабкаться из своего болота уныния и поверить, что все еще возможно – и счастье [4] в отношениях, и материальное благополучие, и самореализация.

Стать жертвой проще всего. Сложить лапки и приготовиться к смерти – не такое уж великое дело.  Сломать все построенное можно очень быстро. Но получится ли построить что-то заново на этих руинах? И хватит ли на это сил?

Мы оправдываем свою лень и апатию, говоря, что виноват кризис. Мы не пытаемся преодолевать свои трудности, иногда мы стоим рядом с маленьким пригорком и рыдаем, что не можем на него подняться. А можно было бы сделать всего три шага, и оказаться там. Мы падаем на ровном месте и лежим, жалеем самих себя и жалуемся на несправедливость мира, хотя можно просто взять и встать. Собраться и подняться.

Мы заранее отметаем любые идеи – ничего не выйдет, на дворе кризис. Зачем пытаться что-то делать, если заранее известен результат? Еще и другие люди помогут и объяснят, что не время высовываться, времена страшные, нужно мешок сахара купить, три мешка картошки и затаиться.

Мы не даем шанса – ни единого – своим отношениям, своему хобби, своим талантам [5], своим идеям. Просто своим унынием и бездействием. И так мимо нас может пройти все то хорошее, что могло бы с нами случиться.

Просто представьте, что вы шли по дороге и вдруг почему-то оступились и упали в придорожную канаву. Если вы из нее вылезете, то увидите, что прямо посреди дороги стоит, например, прекрасный домик, не менее прекрасный принц или просто волшебная палочка. Они ждут именно вас, но из канавы их не видно. Совсем. Вы шли по своей дороге и четко их видели. Но упав, тут же убедили себя, что их там нет, это просто миражи и вылезать незачем. Ваши мечты при этом никуда не делись, они все там же ждут вас. Но для этого нужно подняться – и дойти до них.

Есть одна поговорка, которая особенно актуальна в кризис: делай что должен и будь что будет.

Продолжай выполнять свой долг. Продолжай идти вперед. Продолжай верить. Продолжай жить. Не сдавайся. Даже если кажется, что ничего хорошего уже не случится. Не впадай в уныние.

Богатство на самом деле состоит не из денег. Не только из денег. А из сотен и тысяч вещей, которые у нас есть, но которые нельзя купить ни за какие деньги. Например?

Просто посмотрите, сколько в вашей жизни того, что не купишь ни за какие деньги. Насколько вы уже богаты, даже если сейчас у вас не так много денег.

Деньги не решают все и не делают вас богатыми, если вы не умеете ценить все то, что у вас уже есть.

В этой жизни много и радостей, и горестей, но мы обычно целенаправленно фокусируемся на чем-то одном. Мы можем иметь сознание мухи и притягиваться к мусору и отходам, а можем быть пчелами и тянуться к цветам и нектару.

Радханатха Свами любит приводить пример петуха. У него можно тоже этому учиться. Ведь он, копаясь в мусоре, выбирает всегда только цельные зерна, а все остальное – игнорирует, пропускает мимо.

Так и мы можем жить [6] иначе. Фокусироваться на том, что у нас уже есть, а не на том, чего пока нет. Благодарить за все уже имеющееся. Радоваться тому, что уже дано. Видеть хорошее – в людях, в мире, в себе, в сегодняшней ситуации. И это будет совсем другая жизнь.

Когда кризис проникает внутрь нашего сознания и сердца, мы перестаем выбирать цельные зерна и фокусируемся на мусоре.

Мы теряем веру, и это самое страшное, что может с нами случиться.

Потому что так мы теряем и все свое возможное будущее, и весь свой потенциал, и таланты, и отношения, и ресурсы. Мы сами от всего этого отказываемся. Вот почему уныние так страшно. Вот почему его не стоит пускать на порог, даже если вы знаете, что на дворе кризис, что-то нужно делать. У каждой проблемы уже есть свое решение. Нужно лишь иметь смелость его увидеть и решимость для того, чтобы туда шагнуть.